ОТЧЕТЫ

БОЛЬШИЕ ИДЕИ маленькой компании Hegel
Исследовательская лаборатория компании Hegel расположена на окраине Осло – здесь в небольшом академгородке находится несколько небольших КБ, многие из которых работают над проектами, частично субсидируемыми государством. Hegel также не обошлась без значительных инвестиций – в свое время норвежский телекоммуникационный холдинг Telenor потратил несколько миллионов евро на разработку и внедрение технологии SoundEngine, разработанной главным инженером Hegel Бентом Холтером. Однако начиналось все намного скромнееЕще будучи школьником Бент Холтер занимался радиолюбительством, конструируя звуковую аппаратуру. В 1977 г. в возрасте 12 лет он собрал свой первый усилитель. Музыкальное образование (Бент играл на кларнете в симфоническом оркестре) дало свои всходы – правда, карьера классического музыканта была прервана увлечением рок-музыкой. Бент начал играть на гитаре и выступать с рядом норвежских групп, чем занимается и до сих пор. Денег на концертную аппаратуру у молодых ребят не было, поэтому Бент сам паял концертные усилители, гитарные примочки, а также конструировал акустику и гитарные комбики. Одновременно он постигал азы звукорежиссуры и даже работал звукоинженером во время одного из европейских турне Джерри Ли Льюиса. Затем последовала учеба в университете – изучение микроэлектроники помогло Бенту глубже разобраться в особенностях работы полупроводниковых приборов. Он продолжал делать концертную аппаратуру, а в 1990 г., через два года после основания, Hegel выпустила первый серийный домашний усилитель и с тех пор занимается исключительно Hi-Fi. Интересно, что своим названием фирма Hegel обязана студенческому увлечению Бента Холтера работами немецкого философа-идеалиста Гегеля. Как признается Бент, принцип учета и синтеза противоположных идей помог ему найти подход к решению ряда проблем в усилительной технике.

Именно тогда и родилась технология коррекции искажений SoundEngine (см. врезку), которой в 1997 г. заинтересовался Telenor, – SoundEngine оказалась полезной для длинных линий телефонной связи. Однако позже, в связи с бурным развитием мобильной телефонии, ее актуальность снизилась, и теперь фирма Hegel использует ее исключительно для Hi-Fi. Блестящая идея или технология в Hi-Fi – только полдела или даже четверть, поскольку есть еще две важные компоненты: собственно качество звучания и рыночная актуальность. Менеджер по экспорту Андерс Эрцайд ведет нас вдоль стеллажей, заставленных как образцами изделий прошлого, так и незаконченными проектами. В огромном корпусе навороченный USBЦАП, который может работать с сигналами 24/192 без дополнительных драйверов. «Классная машина, –

Море снабжает норвежцев двумя главными продуктами: нефтью и рыбой; богатые скандинавские страны могут позволить себе серьезное
увлечение Hi-Fi
В Hegel давно ведут непримиримую борьбу с джиттером, но когда традиционные рецепты исчерпаны, остается место для более тонких вещей. Например, в ЦАП HD 10 и HD 20 между буферной памятью и микросхемой преобразователя установлены дополнительные ячейки «выборкихранения». Тактируемые от общего прецизионного генератора, они выполняют роль дополнительного буфера, не позволяющего обрабатываемым сигналам влиять на стабильность работы ЦАП. Или дополнительный модуль согласования сопротивления линии – анализируя волновое сопротивление RCA-разъема, Бент Холтер пришел к выводу, что в реальности его сопротивление почти в два раза меньше стандартных 75 Ом, на которые рассчитан кабель. В месте скачкообразного изменения импеданса возникает отраженная волна, которая увеличивает джиттер. Чтобы довести сопротивление цифрового входа до 75 Ом, в Hegel использована специальная корректирующая схема из пассивных элементов и промежуточного усилителя.

Пока что ее устанавливают только на первый цифровой вход – во-первых, это дополнительные затраты, а во-вторых, надо же продемонстрировать покупателю разницу. Иногда инженерам Hegel приходится забираться еще глубже. Например, обнаружилось, что схема сервопривода в большинстве серийных транспортов работает далеко не идеально – для CD-проигрывателей Hegel была разработана собственная, а это не самая простая задача, учитывая сложность управляющего ПО. Тем не менее компания не старается отыграться на покупателях за часы и дни, потраченные на поиск идей и их воплощение. Например, новый ЦАП HD11, который пришел на смену HD10, лучше его по всем статьям, а стоит даже чуть дешевле. Он работает по USB с сигналами до 24/96 (предшественник поддерживал лишь 16/48), оснащен усовершенствованным блоком питания, 32-битным ЦАП AKM, пультом ДУ, а также упомянутой схемой согласования волнового сопротивления для коаксиального входа. После посещения Hegel понимаешь, что у компании довольно необычный профиль.
Фирма небольшая, а учитывая, что все производство выполняют подрядчики из азиатских стран, удивить визитеров вроде бы нечем. Но у Hegel есть

КАК ЭТО РАБОТАЕТ? SoundEngine
В большинстве современных усилителей используется отрицательная обратная связь – часть сигнала с выхода отправляется на его инвертирующий


который уже прошел через усилительные каскады.
Система SoundEngine, предложенная Бентом Холтером (см. рис.) работает иначе. Усиленный сигнал не отправляется на вход, а из сравнения его с входным выделяется искаженный сигнал D. Он проходит через пороговый детектор, который анализирует, насколько данные искажения заметны на слух, и в зависимости от этого посылает корректирующий сигнал на выход усилителя.
В схеме SoundEngine также имеются задержки, но если сделать так, чтобы время прохождения сигнала t1 равнялось t2, временной ошибки не будет. Следует отметить, что Бент Холтер старается проектировать каскады усилителя максимально линейными, так что в большинстве случаев корректирующая схема не вмешивается в работу усилителя. Измерения показывают, что SoundEngine дополнительно снижает искажения более
чем на 20 дБ. В двухтактных усилителях она способна уменьшить даже специфические искажения «перехода через ноль», которые не поддаются коррекции с помощью обычной обратной связи.
Источник:Журнал январь 2012 À WHAT HI-FI? ЗВУК И ВИДЕО