ПРОИЗВОДИТЕЛИ
КОНТАКТЫ
Свяжитесь с нами и мы ответим
на все ваши вопросы!

СТАТЬИ
15.02.2023
Прочитано: 524 раз

Фонокорректор Fezz Audio Gaia MM

Продолжаем исследовать модельный ряд недорогих корректоров от Fezz Audio. Компания предлагает солидный ассортимент подобных предусилителей на все случаи жизни, придерживаясь аудиофильского правила предельно короткого звукового тракта.

Но несмотря на простоту этих компактных их созданию предшествовала большая работа с привлечением специалистов в разных областях.

Наш грядущий обзор адресован тем, кто предпочитает ММ-головки и намерен выжать из них всё, на что они способны.

Fezz_Audio_Gaia_MM_390a.jpg

ХАРАКТЕР ПО НАСЛЕДСТВУ

Вообще говоря, на современной элементной базе сделать хороший корректор совсем несложно. Но если копнуть чуть глубже, сразу возникают вопросы: если частотная характеристика жёстко оговаривается стандартом RIAA, да и коэффициент усиления у всех схем примерно одинаков (для ММ 40 дБ), почему же все корректоры звучат по-разному? И чем объяснить такое разнообразие подходов к конструированию? Соревноваться в достижении рекордно низких шумов и искажений тоже смысла нет, они у самой пластинки гораздо выше, чем у любой схемы. Тем не менее, у каждого производителя свой подход, а некоторые предлагают двух-, трёх- и даже четырёхблочные корректоры по совершенно фантастическим ценам. И это вполне имеет право на жизнь, поскольку характер звучания определяется массой различных факторов, и даже самую простую схему можно улучшать до бесконечности.

Уши — главный инструмент

Польская Fezz Audio идёт другим путём — руководствуясь собственными звуковыми приоритетами находит кратчайшие пути к их достижению. Напомню, что что главные приоритеты (открытое, живое звучание на любых музыкальных жанрах) были выработаны знакомым ведущим польского радио, который заказал специалистам Fezz Audio компактный и относительно недорогой фонокорректор для проигрывания пластинок в музыкальной программе. Для компании это было в новинку (в то время она выпускала только ламповые усилители), и для разработки прототипа были приглашены авторитетные гуру в области транзисторной схемотехники. После нескольких месяцев работы над схемой и бесконечного количества экспертных прослушиваний результат был заказчиком одобрен.

Хочу напомнить: пригодность корректора для качественного музыкального вещания оценивалось не по техническим параметрам, а по характеру его звучания.

Который раз рассказывая эту историю, хочу напомнить: пригодность корректора для качественного музыкального вещания оценивалось не по техническим параметрам, а по характеру его звучания.

И модель Gaia MM унаследовала ту самую схемотехнику, что была разработана для описанного выше прототипа.

Fezz_Audio_Gaia_MM_Burson.jpg

«Сердцем» корректора стал гибридный сдвоенный операционный усилитель Burson Audio V5i Dual с малыми искажениями (0,005% на 1 кГц) и полосой усиления без обратной связи от 0 Гц до 45 кГц. Но выбран этот довольно дорогой элемент не только из-за своих характеристик — с ним характер звучания корректора больше всего понравился разработчикам.

Fezz_Audio_Gaia_MM_297.jpg   Fezz_Audio_Gaia_MM_302.jpg

Второй важный момент — применение тороидального трансформатора заведомо большей мощности, чем требуется для питания операционного усилителя. За счёт запаса реально снижается излучаемое электрическое поле, которое может негативно повлиять на схему, чувствительную к наводкам.

И, наконец, то, что я всегда отмечаю в корректорах Fezz Audio — нестабилизированное питание. В плохих стабилизаторах (трёхвыводных LM-ках) разработчики смысла не видят, а хорошие обойдутся дороже самой питаемой схемы. В этом отношении фильтр из трёх резисторов и четырёх конденсаторов — простое и чрезвычайно эффективное решение, обеспечивающее постоянное напряжение без помех и пульсаций.

В плохих стабилизаторах (трёхвыводных LM-ках) разработчики смысла не видят, а хорошие обойдутся дороже самой питаемой схемы.

Входное сопротивление корректора 47 килоом, т.е. стандартное для ММ-картриджей и МС с высоким выходом. Входы и выходы — на гнёздах RCA.

Корпус Gaia MM — стальной, надёжно защищающий схему от внешних наводок. Снаружи покрывается белой, чёрной, бордовой или красной эмалью.

Невысокая себестоимость конструкции обусловлена тем, что у Fezz Audio и производство тороидальных трансформаторов, и покрасочные камеры — собственные.

Fezz_Audio_Gaia_MM_287.jpg

Fezz_Audio_Gaia_MM_282.jpg   Fezz_Audio_Gaia_MM_284.jpg   Fezz_Audio_Gaia_MM_369.jpg

Ширина и глубина

В этот раз тракт у нас выстроился транзисторный: сигнал с фонокорректора подавался на интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060. Акустические системы — полочные MartinLogan Motion 35XTi и напольные Motion 20i — мы слушали по очереди.

Источник в нашей системе современный, проигрыватель Thorens TD1500 с ММ-головкой Ortofon Bronze.

Первым делом, как всегда, оцениваю шумы корректора. Когда слушаешь музыку, этот параметр не имеет большого значения, но если вы занимаетесь оцифровкой винила, на него стоит обратить внимание. Так вот, Gaia MM — корректор предельно тихий.

С Gaia MM звучание получается по-настоящему увлекательным — эпатажным, броским, с контрастным саундом и широкой панорамой.

Начинаю слушать с подключенными полочниками. Альбом Малкольма Макларена [1] изобилует динамическими контрастами, у ритм-секции явно выражена басовая основа, плюс очень фактурный мужской и женский вокал в псевдо оперном стиле. С Gaia MM подача получается по-настоящему эпатажной, броской, с контрастным саундом и широкой панорамой. Для середины 70-х — настоящий авангард, и все приёмы, которые использует продюсер, система раскрывает с лёгкостью. Бас внятный и достаточно глубокий для полочников, тембральные оттенки и реверберации проявляются во всей красе. Передний план впечатляющий, колонки можно ставить широко и пустоты в сцене не будет. Пространственные эффекты во всём своём великолепии, чувствуется и перспектива в глубину сцены.

Fezz_Audio_Gaia_MM_275.jpg

Первое издание «Chicago Transit Authority» 1969 года [2] записано с удивительным динамическим диапазоном, словно в студии компрессоры вообще не использовались. И это чувствуется в звучании системы — саунд открытый, энергичный, с рельефной прорисовкой каждого инструмента. Чтобы оценить его в полной мере, переключаюсь на напольные Motion 20i и вот он, настоящий джаз-рок с медными духовыми, бьющими по ушам тарелками и стреляющим басом. Никаких искажений на резких ударах, хотя пик-фактор на этих пластинках почти такой же, как на мастер-лентах.

Никаких искажений на резких ударах, хотя пик-фактор на этих пластинках почти такой же, как на мастер-лентах.

И снова впечатляющая панорама: звук и в центре, и в колонках, и даже за пределами стереобазы. Чувствуется, что нижний регистр подрезан при записи (обычная практика в то время), но ударной энергии в нём с избытком. Духовые — реальный металл с характерным «наждачком» в саунде.

Стинг, как известно, мастер тонкой нюансировки, и его альбом «…Nothing Like the Sun» лучшее тому свидетельство. Тщательно выстроенная атмосфера, каждый отдельный звук на своём месте в трёхмерном в пространстве. Ударные прописаны ненавязчиво, но причудливой ритмической сетке подчинена остальная картина, и она перед нами как на ладони. В тональном балансе всё ровно, ничего не выделяется — от басовых субгармоник до рассыпчатых вибраций тарелок всё починено общей гармонии. Если воспроизводить альбом в фоновом режиме, он не произведёт особого впечатления, но стоит вслушаться повнимательнее, понимаешь, насколько продумана и искусно аранжирована каждая композиция.

Fezz_Audio_Gaia_MM_384.jpg

Похоже, модель Gaia MM действительно унаследовала характер прототипа, заточенного именно на выразительность и открытость звучания. И демонстрирует такие качества на самых разных жанрах, а это не всегда можно сказать и про более дорогие корректоры.

МУЗЫКА

  1. Malcolm McLaren, «Fans». Island Records, 1984
  2. Chicago Transit Authority. Columbia Records, 2 LP 1969
  3. Sting, «…Nothing Like the Sun». A&M Records, 1987

КОМПОНЕНТЫ

  • Проигрыватель Thorens TD1500 с головкой Ortofon Bronze
  • Интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060
  • Акустические системы MartinLogan Motion 35XTi, Motion 20i,
  • Кабели:
    • межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
    • акустические Hi Fidelity Cables
    • сетевые Mudra Akustik HP

Fezz Audio Gaia MM

Производитель: Fezz Audio (ПНР)

fezzaudio.ru

Частотная характеристика: RIAA || Входное сопротивление: 47 кОм|| Коэффициент усиления: 53 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: >-92 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц): >0,005 % || Переходное затухание каналов: >95 дБ || Входы: RCA || Выходы: RCA || Питание: 220/240 В || Потребляема мощность: 10 ВА || Масса нетто: 1,95 кг || Габариты: 163 х 65 х 320 мм || Цветовые варианты: белый, чёрный, красный, бордовый


Источник: salonav.com